Цзыжань означает естественность, слово мэнь – ворота или учительский двор, а так как в древние времена все занятия проходили именно там, то с этих времён китайское слово «мэнь» приняли считать школой «цюань-шу».
«Цюань-шу» воспринимают, как искусство кулачного боя, ведь «цюань» означает кулак, а «шу» – искусство. Самым правильным вариантом названия китайских боевых искусств будет «искусство кулачного боя».
Определение «цзыжань», т.е. естественность, во многом и определяет бытность данного стиля. В основу него, безусловно, положена как базовая подготовка, так и многообразие ударов, блоков, захватов и стоек, а также специальных упражнений на развитие силовых качеств и растяжки. Вся техника стиля опирается на заложенные в человека природой реакции и не нарушает законы его биомеханики, что позволяет каждому индивидууму освоить приёмы и научится движениям в меру своей физической подготовки. Стиль основывается на ускорениях, всевозможных напряжениях и центре тяжести. Неотъемлемой частью освоения движений и ударов является знание механики приёма и анатомии человека, которые помогут подстроиться под противника разных размеров.
ТаоЛу – это беспрерывное асимметричное движение, которое состоит из разнообразных связок и сочетаний стиля. Главной чертой является спонтанность. Позволяет овладеть телом и духом.
Стиль Цзыжань насчитывает огромное количество, сложенных о нём легенд. Одно время он считался утерянным. Стиль делает упор на спонтанность и беспрерывность. Считают, что его создателем был легендарный телохранитель, охранявший первого президента Китая.
Можно найти много разных версий происхождения этого искусства. Несомненно, всевозможные стили и школы заслуживают уважения. Но главное — это желание заниматься, а результат будет весьма скорым и впечатляющим!